Doctor_of_Science написал(а):Когда готовите кушать – зажгите лампадку перед иконой «Спорительница хлебов» и попросите благословения у Богородицы на приготовление пищи. И она станет особенно вкусной!
Приятно, что форум стал не только площадью-местом для государственного строительства, а превращается в некое поле духовной и созидательной полемики, помогая не только самообразованию, но и самовоспитанию. Потому хотел бы продолжить беседу, основываясь на цитате, взятой из Вашей записи, госпожа Доктор. Речь, разумеется, не о языческой составляющей в ней, не о переносе желаний-потребностей на какие-то вполне осязаемые константы; думаю, Вы имели здесь ввиду совершенно иное - внутреннее преобразование, внутреннее "преломление хлебов". Но толкование - одно, а непосредственное восприятие вполне может застрять и на "кумирном" пункте. И здесь, конечно, видится главная проблема современного христианства - недостаток религиозной свободы, той свободы, которая позволяет выйти-выпутаться из навеваемых - позитивизмом? - индивидуалистичных отношений с Ним! И прийти к подлинно Апостольской, созданной ещё Иисусом традиции - традиции Церкви как совокупности личностей, сохраняющих, если так выразиться, подлинность веры - возможности познавать Его Истину, в том числе и через собственное миссионерство как внутри Церкви, так и в мире. Именно такое активное сотрудничество, содуховность людей способна и нам самим возвыситься - сердцем, прежде всего, до Бога, и помогает привести к Нему "тех, кто наиболее нуждается в Его милосердии". Именно так всегда создавалась и ныне создаётся Церковь. В противном случае, как сказал архиепископ Павел Пецци в своём докладе, посвящённом 50-й годовщине открытия II Ватиканского Собора: "мы видим христианство, которое уже не представляет интереса для реальной жизни человека, оно больше не является центром его привязанностей, оно подобно змеиной коже, которая постепенно слезает, сходит на нет из-за показной формальности, превращаясь в свод правил, либо из-за ритуальности, вырождаясь в набор поверий".
И основной бедой, отделяющей человека от веры и Церкви, по мнению архиепископа, является "спиритуализм" - сугубо индивидуальное понимание и истолкование человеком своей связи с Богом, в результате чего теряется и отношение человека внутри Церкви, а следовательно, и уничтожается его духовное единство со Святым Духом, в ней пребывающем. В итоге теряется "красота христианства, пережитая в реальном и жизненном опыте общения, общины. Без этой красоты, без этого реального общения — ради чего свидетельствовать о христианстве? Ради чего оставлять всё и следовать за Христом? Не хватает осознания принадлежности живому, конкретному организму, который являет в жизни человека величие, красоту принадлежности Христу".
Вместе с тем, личность, выстраивающая такую парадигму отношений "Я" - Бог, теряет одну из самых главных ценностей в христианстве - и само чувство любви, и даже способность к ней. Поскольку находясь вне общины, человек не в состоянии прочувствовать и реализовать заповедь любви к ближнему, а потому не может подняться ни до понимания Его любви, исходящей к каждому, ни до поиска и выражения этого чувства в себе самом к Нему, выраженной изначально - в заботе, милосердии к окружению, членам Церкви. Именно поэтому - как кажется - современный храм представляется не Церковью в Апостольском значении, а совокупностью, множественностью индвидуумов, никак не связанных ни между собой, ни с Творцом. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть под своды какой-либо, даже небольшой церкви во время литургии, а лучше либо до, либо сразу после неё: никто не "преломляет" себя с другими, а - напротив - закрывшись в своём понимании, зачастую даже с недовольством ждёт своей очереди к своему богу - к иконе. Причём выбирает тот или иной образ в зависимости от темы собственных прошений: коль потребно здоровье, то ставит свечку перед св. Пантелеимоном. Если нужда есть, к примеру, в благополучном разрешении от родов, то идёт прямо к тому или иному списку Богородицы. И, поверьте, эти люди вызывают отнюдь не осуждение, а - жалость. Ибо они, сами того не ведая, отрицаются Христа - отрекаются от веры в Него, отрекаются от возможности общения "со Христом, через Христа и во Христе" через общение и обретение любви и веры внутри Церкви. Но есть путь - один из множества путей возвращения к Богу - это стать свидетелями Его Жизни, Его Слова. Архиепископ Павел Пецци говорит об этом как о "неотъемлемом измерении жизни христианина, поскольку эта жизнь питается общением со Христом, переживаемым в общине Церкви, которой мы принадлежим".