4 апреля 2014, 23:06 (мск) | Политика | Деловая газета «ВЗГЛЯД»
Алексей Маслов: США пользуются целым рядом ошибок Китая
«В этом и заключается политика Вашингтона, которая долгое время была очень успешной. Создание мелких конфликтов, а затем появление в качестве “третейского судьи”. Все это работало, пока Китай был слаб», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Алексей Маслов. Ранее США предостерегли КНР от использования «крымской модели» в отношении своих соседей
Китайскому руководству не стоит сомневаться в готовности Соединенных Штатов защищать своих азиатских союзников в случае применения Пекином силы при решении территориальных споров, заявил в пятницу помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Дэниел Рассел, которого цитировала газета ВЗГЛЯД. После действий России в Крыму американские союзники в Азии, по его словам, обеспокоены тем, что КНР применит силу по отношению к ним, передает Reuters.
«Следует усилить давление на Китай, чтобы продемонстрировать приверженность мирному способу решения проблем», – заявил Рассел, выразив уверенность, что санкции США в отношении России окажут влияние на тех лиц в руководстве Китая, которые надеются силой решить территориальные споры с соседями.
В свою очередь министр иностранных дел Китая Хун Лэй в ответ на выпад Рассела, призвал не смешивать в один два разных вопроса, сообщило Reuters. «Независимо от того, это украинский вопрос или вопрос Южно-Китайского моря, Китай уже много раз выражал свою позицию. Почему американские чиновники упоминают две эти проблемы на одной ноте и упрямо продолжают заявлять подобные вещи о Китае?» – цитирует источник министра (перевод газеты ВЗГЛЯД).
Напомним, что 22 апреля Барак Обама намерен отправиться в турне по восточной Азии – в Японию, Южную Корею и Филиппины. В интервью газете ВЗГЛЯД заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов не исключил, что выступление Рассела было лишь одним из элементов создания информационного фона для визита Обамы.
ВЗГЛЯД: Дэниел Рассел, мимоходом напомнив сенаторам о степени экономической взаимозависимости Китая и США, заявил, что угроза «ответных мер экономического характера» должна удержать Пекин от применения силы в территориальных спорах со своими соседями. Алексей Александрович, но не служит ли этот тезис помощника госсекретаря как раз аргументом противоположного толка? Если так высока взаимозависимость, то решатся ли США вообще на санкции?
Алексей Маслов: Сегодня речь может идти только об одном виде санкций – это повышение тарифов и таможенных платежей, чтобы не допустить ряд товаров Китая в США. Но если говорить о широкомасштабных санкциях, которые применялись против Ирана или которые грозили применить против России, то США вряд ли на это решатся.
Сегодня доля американского экспорта из Китая составляет около 17%, это очень большая сумма, учитывая, что доля экспорта в Россию составляет 2%. Казалось бы, за счет этого можно нанести удар по Китаю, лишив большой доли экспорта. Но напомню, что Китай уже скупил целый ряд компаний в США, произошла очень тесная интеграция, переплетение. Китайские и американские фирмы вкладывают друг в друга деньги за счет обмена акциями. Врастание зашло настолько далеко, что экономическое «бодание», которое и так происходит постоянно между США и Китаем, ни к чему не приведет.
В итоге сценарий может быть таков: либо продолжение «войны нервов», либо, наоборот, жесткой экономической реальной войны. Но это уже совсем другой уровень взаимодействия. Но США вряд ли пойдут на такие меры, потому что для них урон будет больше, чем для Китая.
«За счет этой некоторой заносчивости»
ВЗГЛЯД: Рассел пригрозит «оказать дополнительное давление на Китай, чтобы тот, мол, продемонстрировал приверженность мирным методам разрешения проблем. А кроме экономических, о которых вы уже сказали, какие политические рычаги давления на Китай вообще остались у Вашингтона? Или это выступление Рассела предназначено скорее для внутреннего употребления, для ушей сенаторов?
А. М. Китай постоянно подчеркивает, что воссоединение, например, с Тайванем должно быть мирным. Он допускает применение силы только в самом крайнем случае, например, если Тайвань провозгласит независимость. У Китая тактика постепенного врастания, что не предусматривает военных действий.
Какие способы надавить у США вообще остались? Это давление не прямое, а косвенное. Во-первых, переманивать различных сторонников Китая в Юго-Восточной Азии, — например, Мьянма, Малайзия, Индонезия или Филиппины, такой традиционный оплот США, — в то время как Китай также борется за страны АСЕАН.
Во-вторых – вовлечь Китай в череду постоянных споров и расколов, например, создание микро-конфликтов вдоль границ Китая. В последние несколько лет внезапно разрослись конфликты, которые существовали до этого в замороженном состоянии. Возобновились конфликты с Индией, с соседями в Южно-Китайском море и так далее. Третья часть – это взаимодействие со странами Средней Азии, — к примеру, Казахстан, — где Китай имеет очень большие интересы, в том числе и энергетические: газ, нефть, урановая руда и так далее.
ВЗГЛЯД: Но ведь неискушенному наблюдателю было ясно, что вокруг островов Сенкаку или в Кашмире это китайцы первыми начинали ссору. Они первые послали свои корабли к давно уже занятым японцами островам, а в Гималаях – они первыми послали отряд солдат вглубь индийской территории. А вы говорите, что это все “рука Вашингтона”…
А. М. На мой взгляд, китайская дипломатия не очень сильная – у китайцев нет большого опыта в тонкой настройке конфликтов. Китай привык действовать достаточно примитивно.
За счет этой некоторой заносчивости Китай упускает детали, которыми пользуются США уже вторично, а не первично. Не США создали конфликт. Но США пользуются целым рядом ошибок. Что произошло вокруг Сенкаку? Американская пресса раздула серьезный, просто тотальный конфликт, надавив на национальные чувства Китая. Китай вынужден был реагировать – это провокация.
ВЗГЛЯД: А выступление Рассела действительно связано с политикой Китая или оно было, скорее, для внутреннего употребления, для слуха сенаторов?
А. М. Думаю, тема Китая сейчас в Сенате будет обретать новую жизнь. Она всегда в тлеющем состоянии, потому что для США – Китай действительно реальная угроза. Поэтому каждый уважающий себя сенатор так или иначе затрагивает эту тему.
Однако само выступление не очень профессионально с точки зрения реальной политики. Америка ищет опасность там, где по сути ее нет. Тактика и вся традиционная политическая культура Китая заключается в постепенном наращивании своего сначала культурного, а потом и экономического присутствия на территории другой страны.
ВЗГЛЯД: А вот Рассел напоминает про развертывание множества китайских военных кораблей в спорных водах вокруг Филиппин, Южно-Китайском море. Он так и сказал, что Пекин предпринял “пугающие шаги”…
А. М.: Тут надо различать страхи и реальность. Действительно Китай заметно нарастил присутствие своего ВМФ и в районе Филиппин, но точно так же как и в районе Восточно-Китайского моря, и, с другой стороны, рвется даже в Арктику.
Но надо понимать, что у Китая есть два метода. Первый метод — это явное, порой даже грубоватое, давление на партнеров, но за этим давлением всегда идут очень тонкие переговоры, которые ведутся на самых разных уровнях, через различные общественные объединения, трансграничные объединения.
Сегодня Китай покрыл всю Восточную и Юго-Восточную Азию целым рядом общественных и общественно-государственных организаций, через которые ведутся эти переговоры. В то время как все опасаются его флота, реальная работа идет на уровне тонкой настройки, которая у Китая, правда, пока не всегда удачно выходит.
ВЗГЛЯД: Как бы вы вообще оценили позицию Вашингтона по поводу Крыма на фоне того, что Вашингтон уже 40 лет де-факто защищает Тайвань, поставляет туда самое современное оружие. При этом официально он признает Тайвань частью КНР. Нет ли тут двойных стандартов?
А.М. Вообще американская политика в Азии всегда основывалась на двойных стандартах. Удивительным образом США пытаются быть стратегическим союзником и Японии, и Тайваню, и даже Китаю. И каждая пара этих стран конфликтует друг с другом, строго говоря. Это даже не двойные, а тройные стандарты, но в этом и заключается, собственно говоря, политика Вашингтона, которая долгое время была здесь очень гибкой и успешной.
Создание мелких конфликтов, а затем появление в качестве “третейского судьи”. Все это работало до начала 90-х годов, пока Китай был слаб. Но Китай начал перехватывать инициативу в качестве “судьи”, в том числе в конфликтах между странами АСЕАН, в переговорах по северокорейскому вопросу, в Средней Азии. И теперь США испугались, что Китай начнет пользоваться их моделью.
Слов нет..это уже не просто смешно, а очень смешно.